"Антей", подводная лодка: технические характеристики. "Антей", подводная лодка: технические характеристики 949 типа антей

Их выпустили одиннадцать. Продолжение проекта 949 «Гранит» - подлодки проекта 949А «Антей» - ждала очень разная судьба: были и трагедии, и пожары. Но «Антеи» верой и правдой продолжают служить российскому флоту.

После того, как были построены две первые субмарины проекта 949, постройка следующих велась по доработанному проекту — 949А «Антей». Разработка велась в ЦКБ «Рубин» под руководством главного конструктора П.П.Пустынцева, а затем — И.Л.Баранова.

На усовершенствованной субмарине появился новый отсек, выросла длина и водоизмещение, также удалось понизить уровень демаскирующих полей и установить новейшее оборудование.

Архитектура:

Двухкорпусная архитектура. Корпус рассчитан на рабочую глубину погружения 480 метров, максимальная — 600 метров. По сравнению с предшественником, проектом 949, длина корпуса выросла на 10 метров. Увеличение размера связано с появлением дополнительного отсека (6-й), благодаря которому значительно улучшилась внутренняя компоновка систем, механизмов и оборудования. Кроме того, удалось уменьшить уровень демаскирующих физических полей и усовершенствовать РТВ.


АПЛ проекта 949А «Смоленск». Фото: «Звездочка »

Корпус разделен на 10 отсеков: 1 — торпедный, 2 — управление, 3 — радиорубка и боевые посты, 4 — жилые помещения, 5 — вспомогательные механизмы и электрооборудование, 6 (дополнительный) — вспомогательные механизмы, 7 — реакторный, 8−9 — ГТЗА, 10 — гребные электродвигатели.

Ограждение выдвижных устройств располагалось ближе к носовой части субмарины. Там находились ВСК (всплывающая спасательная камера) и контейнеры для переносного ЗРК «Игла-1» .

Субмарина разделена на две зоны спасения: в носовой части (1−4 отсеки) всплывающая спасательная камера, в 5−9 отсеках — аварийный люк (в 9-м отсеке), через который происходит выход в водолазном снаряжении.

Радиоэлектронное вооружение:

Субмарина оснащена гидроакустическим комплексом МГК-540 «Скат-3» , а также системой радиосвязи, боевого управления, космической разведки и целеуказания. Прием разведданных от космических аппаратов или самолетов осуществляется в подводном положении на специальные антенны. После обработки полученная информация вводится в корабельную БИУС.


АПЛ «Воронеж» у причала предприятия «Звездочка». Фото: Олег Кулешов/Защищать Россию

Навигационная система:

Субмарина оснащена навигационным комплексом «Медведица» — автоматизированным, имеющим повышенную точность, увеличенный радиус действия и большой объем обрабатываемой информации.

Энергоустановка:

Два водо-водяных реактора ОК-650 М (каждый по 190 мВт) и две паровые турбины (суммарной мощностью 100 тыс. л. с.) с главным турбозубчатым агрегатом ОК-9 . Имеются два турбогенератора (3200 кВт каждый) и два резервных дизельных генератора ДГ-190 (800 кВт каждый), а также пара подруливающих устройств.

Вооружение:

24 противокорабельные ракеты « » в спаренных пусковых установках, которые размещены вне прочного корпуса (дальность — от 500 до 600 км, скорость — минимум 2500 км/ч). Целеуказание происходило через спутник космической разведки и целеуказания 17К114.

Ракеты могли запускаться как одиночно, так и залпом — всеми 24 ракетами. При стрельбе залпом система управления автоматически распределяла цели между ракетами в группе. Это облегчало преодоление противовоздушной обороны противника и увеличивало вероятность поражения главной цели — авианосца. По расчетам, для потопления американского авианосца необходимо девять попаданий «Гранитом», а для того, чтобы он прекратил летные операции, было достаточно и одного попадания ракеты.


Автоматизированный торпедно-ракетный комплекс подводной лодки позволяет применять торпеды, а также ракето-торпеды «Водопад», «Ветер» и «Шквал» на всех глубинах погружения. Он включает четыре 533-мм и два 650-мм торпедных аппарата, расположенных в носовой части корпуса.

Торпедные аппараты оборудованы автоматизированным устройством быстрого заряжания и механизированным погрузочным устройством. Благодаря этому аппарату весь боезапас может быть использован в течение нескольких минут.

Планировалось построить 18 подлодок, из которых последние 5 должны были строиться по усовершенствованному проекту, но в связи с тяжелой ситуацией в стране было выпущено только 11 подлодок. Двенадцатый корпус — «Белгород» — впоследствии достраивался по проекту 949А, дальше по проекту 949АМ, а в 2012 перезаложен по проекту 09852. Тринадцатый и четырнадцатый корпуса — «Барнаул и Волгоград» — в 90-е недостроенными были поставлены у причала «Севмаша», в 2012 году разобраны, и части корпусных конструкций использованы для постройки новых субмарин.


Недостроенные подводные лодки проекта 949А «Волгоград» и «Барнаул». Фото: Олег Кулешов/Защищать Россию

Все корабли проекта 949А вошли в состав Северного и Тихоокеанского флота.

Подводные лодки, построенные по проекту 949А:

  1. «Краснодар». Утилизирована. Во время процесса по утилизации 17 марта 2014 года произошел пожар из-за несоблюдения техники безопасности при проведении огневых работ.
  2. «Красноярск». Находится в отстое в ожидании утилизации. Имя подводной лодки передано новой АПЛ , строительство которой .
  3. «Иркутск». Проходит ремонт и модернизацию по проекту 949АМ на судоремонтном заводе «Звезда» в Большом камне.
  4. «Воронеж». В боевом составе флота.
  5. «Смоленск». В боевом составе флота.
  6. «Челябинск». Проходит ремонт и модернизацию по проекту 949АМ на судоремонтном заводе «Звезда» в Большом камне.
  7. «Тверь». В боевом составе флота.
  8. «Орел». Проходит ремонт на . на подводной лодке возник пожар из-за несоблюдения техники безопасности при огневых работах. Ремонт будет продолжен, лодку передадут флоту в 2016 году.
  9. «Омск». В боевом составе флота.
  10. «Курск». Погибла вместе с экипажем при невыясненных обстоятельствах 12 августа 2000 года.
  11. «Томск». Проходит ремонт и модернизацию по проекту 949АМ на судоремонтном заводе «Звезда» в Большом камне. Во время ремонта 16 сентября 2013 года произошел пожар из-за несоблюдения техники безопасности при проведении огневых работ.

На сегодняшний день из 11 построенных подлодок в строю осталось восемь (из них только четыре ходовые).

Будущее:

В ближайшие годы группировка кораблей 949А проекта пройдет серьезную модернизацию на дальневосточном заводе «Звезда». По планам командования, лодки проекта пройдут через программу перевооружения на ракетные комплексы «Оникс» и «Калибр». Проект модернизации подлодок и их вооружения разработало ЦКБ «Рубин».

пр.949У "Атлант" - OSCAR-II+
пр.949АМ (I)
(II)

Атомная подводная лодка с противокорабельными крылатыми ракетами (ПЛАРК). Проект разрабатывался ЛМПБ "Рубин" под руководством главного конструктора П.П.Пустынцева, главный конструктор по ракетному комплексу - В.Н.Челомей. В августе 1977 г. после смерти Пустынцева главным конструктором стал И.Л.Баранов. Заместитель главного конструктора - О.А.Гладков (1983 г.). Проект 949А явился развитием проекта с дополнительным отсеком прочного корпуса и обновленной компоновкой. Первоначальными планами предусматривалась постройка большой серии в 20 ПЛАРК проекта 949 - с учетом двух построенных ПЛАРК пр.949, вероятно, велось строительство серии в 18 ПЛАРК пр.949.

30 декабря 1980 г. головная ПЛАРК пр.949 К-525 принята в состав ВМФ СССР, а ракетный комплекс "Гранит" принят на вооружение ВМФ СССР Постановлением Совмина СССР от 12 марта 1983 г. Головная ПЛАРК нового пр.949А - К-148 - заложена в цеху №55 ПО "Севмаш" 22 июля 1982 г. Лодка выведена из цеха и спущена на воду 3 марта 1985 г. и вошла в состав Флота 30 сентября 1986 г.

Лодки проекта во Флоте имеют неофициальное название "Батон" - за форму корпуса и внушительность размеров.


ПЛАРК К-186 "Омск" пр.949А OSCAR-II с открытыми крышками пусковых установок ракетного комплекса "Гранит" (http://forums.airbase.ru).


Конструкция двухкорпусная. Прочный корпус выполнен из стали АК-33 разработки ЦНИИ "Прометей" толщиной от 45 до 68 мм. Прочный корпус состоит из 10 отсеков, цилиндрической формы переменного диаметра в носовой и средней частях корабля. Концевые переборки прочного корпуса литые, радиус носовой - 8 м, радиус кормовой - 6.5 м. ПУ ракет расположены за пределами прочного корпуса под углом 45 к горизонту. Конструкция лодки специально оборудована для плавания в арктических районах - имеются специальные подкрепления легкого корпуса и рубки.


Прочный корпус разделён на 10 отсеков:
1. Носовой торпедный;
2. Второй центральный отсек - управления, аккумуляторных батарей;
3. Третий центральный отсек - боевые посты и радиорубка;
4. Четвертый отсек - жилые помещения;
5. Пятый отсек (дополнительный отсек) - электрооборудование и вспомогательные механизмы;
6. Шестой отсек - вспомогательные механизмы;
7. Седьмой отсек - реакторный;
8, 9. Восьмой и девятый отсеки - турбинные, ГТЗА;
10. Десятый отсек - гребные электродвигатели.


Ограждение выдвижных устройств имеет длину 29 м. В нём расположена всплывающая спасательная камера (рассчитана на весь экипаж ПЛА). Так же в ограждении находятся 2 устройства ВИПС для выстреливания приборов гидроакустического противодействия и контейнеры с ЗУР для ПЗРК "Игла-1". Легкий корпус лодки покрыт противогидроакустическим покрытием. Вдоль легкого корпуса расположено размагничивающее устройство.

ПЛАРК пр.949А отличается от ПЛАРК пр.949 дополнительным отсеком прочного корпуса, а так же стреловидным килем с контейнером антенны буксируемой ГАС типа "Пеламида". Длина прочного корпуса лодок проекта на 10 м больше длины прочного корпуса ПЛАРК пр.949. Размеры рулей ПЛ больше, чем у пр.949.

Средства спасения - в ограждении рубки установлена всплывающая спасательная камера, вмещающая весь экипаж ПЛАРК.

Двигательная установка унифицирована с ДУ ПЛАРБ и полностью идентична ДУ ПЛАРК , имеет блочную конструкцию, выполнена с двухкаскадной амортизацией.
2 х водо-водяных ядерных реактора ОК-650М.01 (головная К-148) и ОК-650М.02 (остальные лодки проекта) мощностью по 190 мВт;
2 х паропроизводящих установки - система охлаждения ППУ до 30% мощности обеспечивается самопротоком охлаждающей забортной воды, что обеспечивает значительное снижение шумности ПЛ;
2 х блочных паротурбинных установки "Азурит" разработки Калужского турбинного завода с ГТЗА ОК-9ДМ мощностью по 49000-50000 л.с.;
2 х резервных электродвигателя ПГ-106 малого хода мощностью по 306 л.с. (225 л.с. по др. данным)
Двухвальная движительная установка с 6 лопастными двойными винтами фиксированного шага.

2 х подруливающих устройства.

Энергосистема :
2 х турбогенератора мощностью по 3200 кВт
2 х резервных дизель-генератора ДГ-190 / АСДГ-800 мощностью по 800 кВт
Аккумуляторная батарея свинцово-кислотного типа - 2 группы х 152 шт

ТТХ лодки :
Экипаж - 109 чел (в т.ч. 44 офицера и 39 мичманов)

Длина - 154.8 м
Ширина - 18.2 м
Осадка - 9.2 м

Водоизмещение надводное нормальное - 14700 т
Водоизмещение полное - 24000 т (19400 т по др.данным)

Скорость подводного хода максимальная - 32 / 33.4 уз (под ГТЗА)
Скорость подводного хода экономическая - 5 уз (под ГЭД)
Скорость хода надводная максимальная - 14.6 / 15 уз (ГТЗА)
Глубина погружения предельная - 600 м
Глубина погружения рабочая - 500-520 м

Автономность - 120 суток

Вооружение :
Ракетный ударный комплекс с 24 наклонными ПУ СМ-225А со сверхзвуковыми ПКР 3М45 "Гранит" - SS-N-19 SHIPWRECK. Пусковые установки ракет расположены двумя группами по 12 шт по-бортно за пределами прочного корпуса.


Ракета 3М45 / SS-N-19 SHIPWRECK комплекса "Гранит" в музее "НПО Машиностроение", г.Реутов (http://militaryphotos.net , обработано)


Пусковая установка СМ-225А (пр.949 - СМ-225) - наклонная (45 град) ПУ разработки КБ Специального Машиностроения (КБСМ) для ПЛАРК пр.949 и пр.949А. Старт "мокрый" - ПУ перед стартом заполняется водой для снижения термических нагрузок на ПУ и носитель и выравнивания давления. ПУ состояла из корпуса и пускового стакана с ракетой, между корпусом ПУ и пусковым стаканом размещались средства аммортизации, внутри пускового стакана находились направляющие. Резинокордовое соединение препятствовало воздействию воды на средства аммортизации. Во время пуска и при проведении погрузочно-разгрузочных работ стакан фиксировался. При катастрофе на ПЛАРК "Курск" ракеты не получили значительных повреждений в ПУ.


Пусковая установка СМ-225 / СМ-225А комплекса "Гранит" (Асанин В., Ракеты отечественного фота. // Техника и вооружение).


ПЛАРК К-266 "Орел" с открытыми щитами пусковых установок на СРЗ "Звездочка", зима 2013-2014 г.г. (http://zvezdochka-ru.livejournal.com/).

По состоянию на 2009 г. так же обсуждалась (в специализированных СМИ) возможность применения специального пускового стакана-вкладыша в ПУ СМ-225А на две ракеты калибра 533 или 650 мм ("Оникс", "Калибр" и др.). Предположительно стакан-вкладыш мог устанавливаться в пусковую установку ракет "Гранит" без переделки пускового контейнера, с совпадением электрических разъемов.

ПЛАРК оснащена системой повседневного и стартового обслуживания ракетного комплекса с цистернами замещения отрицательной плавучести выпущенных ракет и воответствующими водоотливными и воздушными системами. Система компенсационных цистерн обеспечивает нахождение лодки в заданном коридоре глубин при старте ракет, а так же в аварийной ситуации при заполнении кольцевого зазора четырех контейнеров ПКР с обоих бортов. Цистерны замещения отрицательной плавучести (ЦЗОП) и потерянной положительной плавучести (ЦЗПП) размещены под прочным корпусом лодки в междубортном пространстве. Подводный старт ракет осуществлялся после заполнения колцевого зазора в контейнерах забортной водой с вытеснением воздуха из кольцевого зазора в отсек. За всё время эксплуатации ПЛАРК пр.949 / 949А полный залп в 24 ПКР "Гранит" не был произведен ни разу.

Корабельная автоматизированная система управления (КАСУ) 3Р45 "Гранит" - обеспечивает применение ракет комплекса 3К45 "Гранит" - устанавливалась на все ПЛАРК пр.949А. В 1991 г. на ПЛАРК "Белгород" (зав.№664, пр.949АМ) принято решение ставить КАСУ 3Р13.9 "Граб" / "Гранит-Б" / "Гранит-Болид" - обеспечивает применение как ракет комплекса 3К45 "Гранит" так и ракет "Болид". В 2007 г. решено на ПЛАРК "Белгород" (зав.№664) довести КАСУ 3Р13.9 до усовершенствованной модификации 3Р13.9У для обеспечения применения ракет "Гранит", "Ответ", "Калибр", "Оникс" и "Бирюза", с возможностью в перспективе применять ракеты "Болид". По состоянию на 2009 г. так же обсуждалась (в специализированных СМИ) возможность применения КАСУ 3Р14П-949 - модификации КАСУ пр.885 3Р14П с возможностью применения ракет "Оникс" и "Калибр" - в 2012 г. начата реализация модернизации части лодок по с установкой этой КАСУ.


ПЛАРК К-186 "Омск" пр.949А OSCAR-II в доке, открыты торпедопогрузочный люк и волнорезные щиты в легком корпусе подлодки (http://forums.airbase.ru).


Торпедно-ракетный комплекс вооружения полностью идентичен ПЛАРК :
2 х 650-мм торпедных аппарата
4 х 533-мм торпедных аппарата
Торпедные аппараты оборудованы автоматизированным устройством быстрого заряжания и механизированным погрузочным устройством со стеллажами продольной и поперечной подачи. Система управления "Гринда", предназначенная для централизованного автоматического управления торпедными аппаратами, устройствами быстрого заряжания. Система управления стрельбой "Ленинград-949", система предстартовой подготовки и контроля ракет, аппаратура предстартовой подготовки и контроля БЧ ракет. Система телеуправления торпедами "Сигнал-М". Кодово-блокирующие устройства для боеприпасов с ядерными боевыми частями. Стрельба торпедами возможна до рабочей глубины погружения на скорости до 13-18 уз.

Боекомплект:
- вариант 1 - 28 ракето-торпед (10 шт), (8 шт), (6 шт) и (4 шт).
- вариант 2 - 28 торпед (18 шт), (10 шт).
- вариант 3 - торпеды (12 / 16 шт), торпедо-ракеты (4 / 2 шт), (10 шт).


На пирсе перед погрузкой на ПЛАРК "Тверь" пр.949А ракеты комплексов "Водопад" и РПК-7 "Ветер", 2015 г. (фото - С.Коновалов, https://structure.mil.ru).


Торпедные аппараты с воздушно-гидравлическим выстреливанием боеприпасов новой конструкции, позволяющие осуществлять залповую стрельбу. В системе хранения боезапаса применена принципиально новая автоматическая корректировка положения боезапаса на стеллажах, относительно осей торпедных аппаратов для компенсации деформации прочного корпуса подводной лодки при изменении глубины погружения. При воздушно-гидравлическом способе выстреливания в казенную часть ТА из импульсной цистерны, расположенной вне прочного корпуса лодки перед носовой сферической переборкой, под избыточным давлением подается забортная вода. Избыточное давление в цистерне создается поршнем гидравлического цилиндра силовой установки расположенного на сферической переборке внутри первого отсека прочного корпуса. При таком способе стрельбы величина избыточного давления не зависит от глубины погружения лодки.

2 ПУ ПЗРК "Стрела-3" / "Игла-1" / "Игла", боекомплект 10 ЗУР. Боекомплект хранится в ограждении выдвижных устройств. По другим данным боекомплект - 16 ЗУР 9М39 ЗРК 9К38 "Игла" на ПЛАРК К-148 (зав.№617), К-173 (зав.№618), К-141 (зав.№662), К-150 (зав.№663).

Оборудование (данные по оборудованию могут быть неточными - часть данных заимствована из статьи по ПЛАРК пр.949):
БИУС МВУ-132 "Омнибус-949", пульты БИУС размещены в главном командном пункте во втором отсеке ПЛ.
Система единого времени "Камыш"

Целеуказание ракетному комплексу обеспечивает комплекс морской космической разведки и целеуказания (МКРЦ) 17К114 "Легенда". Прием информации от спутниковой системы целеуказания осуществляется в надводном или в подводном положении.
- антенный пост «Селена» / PUNCH BOWL космической системы «Коралл» или "Коралл-Б1" (разработки киевского НПО "Квант") МКРЦ "Легенда".
- всплывающая антенна буйкового типа "Ласточка" - для получения данных целеуказания по системе "Легенда" и навигационных данных;
- антенный пост морской разведывательной системы целеуказания МРСЦ-2 «Успех» (авиационное целеуказание)

Гидроакустические средства:
- ГАК МГК-540 "Скат-3" (позволяет сопровождать до 30 целей, дальность действия - до 220 км) в составе:
- навигационный обнаружитель круговой НОК-1;
- навигационный обнаружитель разводий НОР-1;
- ГАС миноискания МГ-519 «Арфа» / MOUSE ROAR;
- ГАС-аварийный ответчик / маяк МГС-30;
- ГАС определения кавитации МГ-512 «Винт»;
- эхоледомер МГ-518 «Север»;
- ГАС МГ-543;
- буксируемая ГАС типа "Пеламида";
- часть гидрофонов ГАК расположена по бортам легкого корпуса ПЛ.

РЛС общего обнаружения МРКП-58 "Радиан" SNOOP HEAD (ПЛ зав.№617 и 618) и МРКП-59 «Радиан-У» SNOOP PAIR (остальные ПЛА)
РЛС госопознавания «Нихром-М»;
РЛС пеленгации "Зона" / PARK LAMP

Станция РТР / обнаружения РЛС противника МРП-21А
2 х устройства ВИПС для запуска приборов гидроакустического противодействия (расположены за ограждением выдвижных устройств)

Навигационный комплекс "Симфония-У" ("Медведица-949М" по др.данным).
- система космической навигации "Синтез" / PERT STRING;
- станция космической навигации АДК-ЗМ «Парус»;
- гирокомпас ГКУ-1М;

Комплекс радиосвязи "Молния-М":
- антенный пост «Кора» ПМУ;
- система космической связи "Цунами-БМ";
- всплывающее аварийное сигнализирующее устройство "Парис"
- буксируемая антенна радиосвязи параванного типа "Залом"
Система закрытой УКВ-радиосвязи «Анис» - BALD HEAD / RIM HAT

Телевизионный обзорный комплекс МТК-110 / ТВ-2М (по др.данным)
Командирский перископ "Сигнал-3"
Перископ универсальный "Лебедь" ПЗНС-10С

Модификации :
пр.949А "Антей" - OSCAR-II - усовершенствованный проект 949, крупная серия ПЛАРК производства ПО "Севмаш".

пр.949У "Атлант" - усовершенствованный вариант пр.949А, по проекту закладывались корпуса с заводскими номерами 677, 678 и 679.

пр.949Б - проект ПЛАРК с вооружением ПКР " " на базе ПЛАРК пр.949А, не реализован.

пр.949М - проект ПЛАРК с вооружением КР " " на базе ПЛАРК пр.949А, не реализован.

пр.949АМ (I) - проект модернизации пр.949А с вооружением ПКР " ", планировалась достройка по проекту ПЛАРК К-329 "Белгород" пр.949А.


- 2011 г. сентябрь - на ЦС "Звездочка" для прохождения ремонта прибыла ПЛАРК К-410 "Смоленск" пр.949А.

2011 г. начало ноября - завершение заводских ходовых испытаний ПЛАРК К-119 "Воронеж" после ремонта. По итогам проведенных работ срок службы подлодки, построенной в 1988 году, был продлен на 3,5 года. Всего на ПЛАРК выполнили доковый ремонт, замену турбины левого борта, презарядку ядерных реакторов обоих бортов, опытные работы по устранению неплотности парогенераторов и ремонтно-восстановительные работы с продлением срока службы корабля.

2011 г. 23 ноября - на ЦС "Звездочка" в Северодвинске завершен ремонт восстановлением технической готовности с продлением межремонтных сроков (с модернизацией и, вероятно, обновлением части оборудования) ПЛАРК К-119 "Воронеж" пр.949А. Акт передачи корабля ВМФ России будет подписан после прибытия корабля в место постоянной дислокации на Северном флоте - г.Заозерск, Мурманской области.


ПЛАРК К-119 "Воронеж" пр.949А после завершения ремонта на ЦС "Звездочка", г.Северодвинск, 23.11.2011 г. (автор фото - Марс Биктимиров, "Трудовая вахта", 24.11.2011 г.).


- 2011 г. ноябрь - место ПЛАРК К-119 "Воронеж" на ЦС "Звездочка" заняла ПЛАРК К-410 "Смоленск" пр.949А. Ремонт с модернизацией на лодке планируется завершить в 2014 г.


ПЛАРК К-410 "Смоленск" пр.949А прибыла для прохождения ремонта на ЦС "Звездочка", г.Северодвинск, ноябрь 2011 г. (автор фото - Виталий Николаев, "Трудовая вахта", 24.11.2011 г.).


- 2011 г. 12 декабря - в СМИ появилось сообщение о том, что ПЛАРК пр.949А планируется перевооруженить на ракетные комплексы "Оникс" и "Калибр". Новые системы вооружений планируется разместить в тех же самых пусковых контейнерах, что и ПКР "Гранит". Проект модернизации разработан ЦКБ "Рубин".

2011 г. 22 декабря - на ЦС "Звездочка" начаты ремонтные работы на ПЛАРК К-410 "Смоленск" пр.949А.

2012 г. 06 августа - в ночь с 4 на 5 августа на ЦС "Звездочка" спущена на воду ПЛАРК К-410 "Смоленск" пр.949А. Атомная подводная лодка "Смоленск" была принята в ремонт для восстановления технической готовности в сентябре 2011 года. В ходе стапельного этапа ремонта корабля выполнен основной объем корпусных и других доковых работ. После спуска на воду производство ремонта на корабле будет продолжено на плаву. Корабелы "Звёздочки" проведут перегрузку активных зон главной энергетической установки и выполнят комплекс ремонтных и восстановительных работ материальной части субмарины. По завершению ремонтных работ срок службы АПЛ будет продлён на 3 года. В боевой строй Флота ПЛАРК "Смоленск" должна вернуться летом 2013 г. ().

2012 г. 28 ноября - на СРЗ "Нерпа" в Мурманской области начата утилизация головной ПЛАРК пр.949А - К-148 "Краснодар". Утилизация финансируется "Росатомом" и итальянской компанией "Соджин ().

2012 г. 20 декабря - в Северодвинске на ПО "Севмаш" в цехе №55 перезаложена в качестве "исследовательской подводной лодки" ПЛАРК "Белгород". Закладная табличка установлена на торец одной из двух частей корпуса - лодка ранее была разделена на две части для освобождения места в цехе.
- 2013 г. 1 апреля - СМИ сообщают, что Дальневосточный центр судостроения и судоремонта (ДЦСС, входит в ОСК) выступает с предложением до 2020 г. модернизировать три атомные многоцелевые подводные лодки пр.949А "Антей" Тихоокеанского флота с оснащением их ПКР " ". Подписание контракта и начало работ по модернизации может состояться в 2013 г. ().

2013 г. 1 мая - СМИ сообщают, что в течение 2013 г. в боевой состав Флота после ремонта возвратятся ПЛАРК К-410 "Смоленск" (СФ, ремонт с восстановлением технической готовности) и К-150 "Томск" (ТОФ, проходит ремонт на Дальнем Востоке).

2013 г. 16 сентября - пожар на ПЛАРК К-150 "Томск" пр.949А. Лодка с 2012 г. находится в плавдоке "Паллада" СРЗ "Звезда" в Большом Камне. Реакторы лодки заглушены, вооружение снято. При проведении сварочных работ в цистерне главного балласта произошло возгорание старого резинового покрытия и остатков изоляции кабелей. Пожар был полушен через 5 часов. В тушении участвовало 15 пожарных расчетов.


Возгорание ПЛАРК К-150 "Томск" в плавдоке "Паллада" на СРЗ "звезда" в Большом Камне, 16.09.2013 г. (http://forums.airbase.ru).


- 2013 г. 04 октября - в ходе учений силами Северного флота выполнены успешные пуски противокорабельных крылатых ракет по мишеням в центральной части Баренцева моря. В том числе, по одному пуску ракет "Гранит" из акватории Баренцева моря произвели ПЛАРК "Орел" и "Ворнеж". Дальность пусков составила не более 400 км ().


ПЛАРК К-410 "Смоленск" покидает док-камеру ЦС "Звездочка" в связи с выходом на ходовые испытания после ремонта, опубликовано 11.12.2013 г. (http://zvezdochka-ru.livejournal.com).


ПЛАРК пр.949А на Камчатке, декабрь 2013 г. (http://pressa-tof.livejournal.com).


- 2013 г. 30 декабря - СМИ сообщают , что ПЛАРК К-410 "Смоленск" после ремонта на ЦС "Звездочка" в Северодвинске передана Флоту. "По докладу командира подводной лодки капитана 1 ранга Бориса Морозова, задачи первого этапа заводских ходовых испытаний и перехода в базу выполнены успешно, материальная часть исправна, личный состав здоров".

2014 г. 17 марта - на ПЛАРК К-148 "Краснодар", которая утилизируется на СРЗ "Нерпа" под Мурманском, из-за вспышки паров при использовании растворителя при снятии противогидроакустического покрытия произошло возгорание и пожар.


Пожар на ПЛАРК К-148 "Краснодар", которая утилизируется на СРЗ "Нерпа" под Мурманском, 17.03.2014 г. (фото - Роман Сагайдачный, http://ria.ru/).


ПЛАРК пр.949А Тихоокеанского флота на учениях "Восток-2014", сентябрь 2014 г. (кадр телеканала "Звезда", ).


Задымление в акватории около СРЗ "Звездочка" во время пожара на ПЛА К-266 "Орел", 07.04.2015 г. (фото - Олег Ушаков, http://www.interfax.ru/).


ПЛАРК пр.949А в строю (без учета ремонтных):
Год СФ ТОФ Всего
1986 г. 1 1 2
1988 г. 1 2 3
1990 г. 2 2 4
1991 г. 3 3 6
1992 г. 3 4 7
1993 г. 4 4 8
1994 г. 4 5 9
1995 г. 5 5 10
1997 г. 5 6 11
2001 г. 3 4 ? 7
2011 г. 2 3 5
2012 г. 2 ("Орел" и "Воронеж") 2 ("Омск" и "Тверь")
4
2013 г. 2 ("Орел" и "Воронеж") 2 ("Омск" и "Тверь") 4
2014 г. 2 ("Смоленск" и "Воронеж") 2 ("Омск" и "Тверь") 4

Реестр ПЛАРК пр.949А (на сентябрь 2013 г.):


проект завод.№ завод закладка спуск на воду вступление в строй примечание
01 К-148 "Краснодар"
пр.949А 617
ПО "Севмаш" (г.Северодвинск) 22.07.1982
03.03.1985 30.09.1986
СФ, 06.04.1993 г. поименована в "Краснодар".
- 2011 г. - планируется утилизация
- 28.11.2012 г. - начата улитизация на СРЗ "Нерпа".
02 К-173 "Красноярск" пр.949А 618 ПО "Севмаш" (г.Северодвинск) 04.08.1983 27.03.1986 31.12.1986 ТОФ, 13.04.1993 г. поименована в "Красноярск".
- 2010 г. - списана (по некоторым данным)
- 2011-2012 г.г. находится в отстое.
03 К-132 "Иркутск" пр.949А 619 ПО "Севмаш" (г.Северодвинск) 08.05.1985 29.12.1987 30.12.1988 ТОФ, 13.04.1993 г. поименована в "Иркутск", 2001 г. - ремонт на СРЗ "Звезда" (до 2012 г. ?).
04 К-119 "Воронеж" пр.949А 636 ПО "Севмаш" (г.Северодвинск) 25.02.1986 16.12.1988 29.12.1989 СФ, 06.04.1993 г. поименована в "Воронеж", - 2006-2011 г.г. ремонт на ЦС "Звездочка"
- 23.11.2011 г. - ремонт завершен. В боевом составе Флота.
05 К-410 "Смоленск" пр.949А 637 ПО "Севмаш" (г.Северодвинск) 09.12.1986 20.01.1990 22.12.1990 СФ, 13.04.1993 г. поименована в "Смоленск".
- 2011 г. - встала в ремонт для восстановления технической готонвости по плану до 2013 г.
06 К-442 "Челябинск" пр.949А 638 ПО "Севмаш" (г.Северодвинск) 21.05.1987 18.06.1990 28.12.1990 ТОФ, 13.04.1993 г. поименована в "Челябинск", в 2000-е годы выведена в резерв (?)
07 К-456 "Тверь" пр.949А 649 ПО "Севмаш" (г.Северодвинск) 09.02.1988 28.06.1991 18.08.1992 ТОФ, 15.02.1992 г. поименована в "Касатка"
- 20.06.1996 г. - переименована в "Вилючинск"
- 28.01.2011 г. - переименована в "Тверь"
08 К-266 "Орел" пр.949А 650 ПО "Севмаш" (г.Северодвинск) 19.01.1989 22.05.1992 30.12.1992 СФ, До 1991 г. - "Северодвинск",
- 06.04.1993 г. - переименована в "Орел"
09 К-186 "Омск" пр.949А 651 ПО "Севмаш" (г.Северодвинск) 13.07.1989 08.05.1993 10.12.1993 (по данным ПО "Севмаш")
15.12.1993
ТОФ
- 13.04.1993 г. поименована в "Омск"
10 К-141 "Курск" пр.949А 662 ПО "Севмаш" (г.Северодвинск) 22.03.1990 16.05.1994 30.12.1994 СФ
- 06.04.1993 г. поименована в "Курск"
- 12.08.2000 г. лодка затонула со всем экипажем.
11 К-150 "Томск" пр.949А 663 ПО "Севмаш" (г.Северодвинск) 27.08.1991 20.07.1996 30.12.1996 ТОФ, 13.04.1993 г. поименована в "Томск".
- 2009 г. - лодка поставлена в ремонт.
- 2011 г. - проходит ремонт.
- 2012 г. - лодка поставлена в док на СРЗ "Звезда" в Большом Камне.
12 К-139 "Белгород"
пр.949А
пр.949АМ
664 ПО "Севмаш" (г.Северодвинск) 24.07.1992 - - 06.04.1993 г. поименована в "Белгород", по данным на 2000 г. планируется достройка по пр.949АМ, готовность на 01.06.2004 г. - 74%,
- 2006 г. - принято решение не достраивать ПЛ при готовности 80%, Вероятно в то же время или ранее ПЛАРК распилена пополам с целью освобождения места в цехе №55 ПО "Севмаш".
- 2012 г. февраль - планируется достраивать по измененному проекту в качестве лодки специального назначения
- 20.12.2012 г. ПЛАРК перезаложена в качестве ПЛАСН
13 К-135 "Волгоград" пр.949А 675 (в некоторых источниках ошибочно 665)
ПО "Севмаш" (г.Северодвинск) 02.09.1993 - - 07.02.1995 г. поименована в "Волгоград", 22.01.1998 г. исключена из списков кораблей Флота, законсервирована на ПО "Севмаш" после проведения гидравлических испытаний прочного корпуса. Готовность на 01.01.2002 г. 49%.
14 К-160 "Барнаул" пр.949А 676 ПО "Севмаш" (г.Северодвинск) - - - официально не закладывалась, но строительство велось, законсервирована на ПО "Севмаш" после проведения гидравлических испытаний прочного корпуса.
15 пр.949У 677 ПО "Севмаш" (г.Северодвинск) - - - официально не закладывалась, строительство велось, формирование конструкций прочного корпуса производилось
16 пр.949У 678 ПО "Севмаш" (г.Северодвинск) - - - официально не закладывалась, строительство велось, формирование конструкций прочного корпуса производилось
17 пр.949У 679 ПО "Севмаш" (г.Северодвинск) - - - официально не закладывалась, строительство велось
18 пр.949У?
680 ? ПО "Севмаш" (г.Северодвинск) - - - вероятно планировалась постройка или даже готовился задел

Лодки проекта в составе Флота:
Год и кол-во в ВМФ
СФ ТОФ К-148
"Краснодар"
К-173 "Красноярск" К-132 "Иркутск" К-119
"Воронеж"
К-410
"Смоленск"
К-442 "Челябинск" К-456 "Тверь" К-266
"Орел"
К-186 "Омск" К-141 "Курск" К-150
"Томск"
1987
2
2 - СФ, 11 дивизия 1 флотилии ПЛ
июнь-декабрь - Северодвинск, окончательная отделка корабля
- - - - - - - -
-
1988
2
2 - СФ, 11 дивизия 1 флотилии ПЛ, Западная Лица - - - - - - - -
-
1989
2
3 - СФ, 11 дивизия 1 флотилии ПЛ, Западная Лица СФ, 11 дивизия 1 флотилии ПЛ, Западная Лица СФ, 11 дивизия 1 флотилии ПЛ, Западная Лица
- - - - - - -
-
1990
2
3-4 1 СФ, 11 дивизия 1 флотилии ПЛ, Западная Лица СФ, 11 дивизия 1 флотилии ПЛ, Западная Лица СФ, 11 дивизия 1 флотилии ПЛ, Западная Лица
29.10.1990 - вошла в состав 10 дивизии 2 флотилии ПЛ ТОФ, Вилючинск
СФ, 11 дивизия 1 флотилии ПЛ, Западная Лица
июнь - прибыла для ремонта линий валов на ПО "Севмаш"
- - - - - -
-
1991 1-2 3 СФ, 11 дивизия 1 флотилии ПЛ, Западная Лица с 09.09.1991 г. - ТОФ, 10 дивизия 2 флотилии ПЛ 18 июня 1991 - завершены испытания после ремонта
с 14 марта - СФ, 11 дивизия 1 флотилии ПЛ, Западная Лица
-
1992 СФ, 11 дивизия 1 флотилии ПЛ, Западная Лица
ТОФ, 10 дивизия 2 флотилии ПЛ, Вилючинск СФ, 7 дивизия 9 эскадры ПЛ, Видяево СФ, 11 дивизия 1 флотилии ПЛ, Западная Лица
1993 СФ, 11 дивизия 1 флотилии ПЛ, Западная Лица ТОФ, 10 дивизия 2 флотилии ПЛ, Вилючинск ТОФ, 10 дивизия 2 флотилии ПЛ, Вилючинск СФ, 7 дивизия 9 эскадры ПЛ, Видяево СФ, 11 дивизия 1 флотилии ПЛ, Западная Лица
1994 СФ, 11 дивизия 1 флотилии ПЛ, Западная Лица ТОФ, 10-я дивизия 2-й флотилии ПЛ (Вилючинск) ТОФ, 10 дивизия 2 флотилии ПЛ, Вилючинск СФ, 7 дивизия 9 эскадры ПЛ, Видяево
октябрь - 7 дивизия 1 эскадры (переформ.)
СФ, 11 дивизия 1 флотилии ПЛ, Западная Лица
1995 СФ, 11дивизия 1 флотилии ПЛ, Западная Лица ноябрь - лодка выведена в резерв, отстой в Вилючинске ТОФ, 10 дивизия 2 флотилии ПЛ, Вилючинск СФ, 11 дивизия 1 флотилии ПЛ, Западная Лица
1996 Поставлена в ремонт на ПО "Севмаш" отстой в Вилючинске ТОФ, 10 дивизия 2 флотилии ПЛ, Вилючинск СФ, 7 дивизия 1 эскадры ПЛ, Видяево СФ, 11 дивизия 1 флотилии ПЛ, Западная Лица декабрь - вошел в состав СФ
1997 ПО "Севмаш" отстой в Вилючинске ТОФ, 10 дивизия 2 флотилии ПЛ, Вилючинск
ноябрь - выведена в резерв в ожидании среднего ремонта
СФ, 7 дивизия 1 эскадры ПЛ, Видяево СФ, 11 дивизия 1 флотилии ПЛ, Западная Лица
1998 28.07.1998 - исключена из состава Флота и передана ОРВИ, отстой в Северодвинске отстой в Вилючинске ТОФ резерв
с 01.09.1998 - 16-я оперативная эскадра ПЛ (бывш.10-я дивизия), Вилючинск
СФ, 7 дивизия 1 эскадры ПЛ, Видяево СФ, 11 дивизия 1 флотилии ПЛ, Западная Лица август - переход на ТОФ
1999 отстой в Северодвинске 13.04.1999 - лодка причислена в состав 304-го дивизиона ПЛ длительного хранения, приказом выведена из боевого состава Флота ТОФ резерв
СФ, 7 дивизия 1 эскадры ПЛ, Видяево СФ, 11 дивизия 1 флотилии ПЛ, Западная Лица
2000 отстой в Северодвинске отстой в Вилючинске ТОФ резерв
16 оперативная эскадра ПЛ, Вилючинск
СФ, 7 дивизия 1 эскадры ПЛ, Видяево СФ, 11 дивизия 1 флотилии ПЛ, Западная Лица 12 августа - затонула
2001 отстой в Северодвинске отстой в Вилючинске ТОФ резерв
16 оперативная эскадра ПЛ, Вилючинск
ноябрь - переход на ДВЗ "Звезда" для прохождения среднего ремонта
апрель - СФ, 11 дивизия 1 флотилии ПЛ, Западная Лица СФ, 11 дивизия 1 флотилии ПЛ, Западная Лица -
2002 отстой в Вилючинске ДВЗ "Звезда" СФ, 11 дивизия 1 флотилии ПЛ, Западная Лица СФ, 11 дивизия 1 флотилии ПЛ, Западная Лица -
2003 отстой в Вилючинске ДВЗ "Звезда" СФ, 11 дивизия 1 флотилии ПЛ, Западная Лица СФ, 11 дивизия 1 флотилии ПЛ, Западная Лица -
2004 отстой, губа Большая Лопаткина?
отстой в Вилючинске ДВЗ "Звезда" СФ, 11 дивизия 1 флотилии ПЛ, Западная Лица СФ, 11 дивизия 1 флотилии ПЛ, Западная Лица -
2005 отстой в Вилючинске ДВЗ "Звезда" СФ, 11 дивизия 1 флотилии ПЛ, Западная Лица доковый ремонт в ПД-50 на СРЗ-82 -
2006 отстой, губа Большая Лопаткина отстой в Вилючинске ДВЗ "Звезда" декабрь - прибыла для ремонта в ЦС "Звездочка" СФ, 11 дивизия 1 флотилии ПЛ, Западная Лица ТОФ
резерв?
ТОФ СФ ТОФ - ТОФ
2007 отстой, губа Большая Лопаткина отстой в Вилючинске ДВЗ "Звезда" ЦС "Звездочка" СФ, 11 дивизия 1 флотилии ПЛ, Западная Лица ТОФ
резерв?
ТОФ СФ ТОФ - ТОФ
2008 отстой, губа Большая Лопаткина отстой в Вилючинске ДВЗ "Звезда" ЦС "Звездочка" СФ, 11 дивизия 1 флотилии ПЛ, Западная Лица ТОФ
резерв?
ТОФ СФ ТОФ - ТОФ
2009
4
отстой, переведена в губу Нерпичью
отстой в Вилючинске ДВЗ "Звезда" ЦС "Звездочка" СФ, 11 дивизия 1 флотилии ПЛ, Западная Лица ТОФ
резерв?
ТОФ СФ ТОФ - Прибыла в ремонт на ДВЗ "Звезда"
2010
4
2 2 отстой
ноябрь - переведена в СРЗ "Нерпа" для утилизации
отстой в Вилючинске ДВЗ "Звезда" ЦС "Звездочка" СФ, 11 дивизия 1 флотилии ПЛ, Западная Лица ТОФ
резерв?
ТОФ СФ ТОФ - ДВЗ "Звезда"
2011
3-4
2 2 Планируется утилизация отстой в Вилючинске ДВЗ "Звезда" ЦС "Звездочка"
23.11.2011 ремонт завершен

СФ, 11 дивизия 1 флотилии ПЛ, Западная Лица

СФ, 11 дивизия 1 флотилии ПЛ, Западная Лица

сентябрь - прибыла в ремонт на ЦС "Звездочка" для восстановления технической готовности

ТОФ
резерв?
ТОФ СФ ТОФ - ДВЗ "Звезда"
2012
4
2 2 28.11.2012 начата улитизация на СРЗ "Нерпа", финансирование - Роастом и компания Соджин (Италия)
отстой в Вилючинске, ожидание утилизации ДВЗ "Звезда" СФ, 11 дивизия 1 флотилии ПЛ, Западная Лица ЦС "Звездочка" ТОФ
резерв?
ТОФ СФ ТОФ - ДВЗ "Звезда"
лодка поставлена в док на СРЗ
2013
3-4
2 2 идет утилизация лодки в СРЗ "Нерпа" отстой Вилючинск, ожидание утилизации ДВЗ "Звезда"
декабрь - начата модернизация по (№1)
СФ, 11 дивизия 1 флотилии ПЛ, Западная Лица
05.10.2013 участвует в стрельбах
ЦС "Звездочка"

август - лодка спущена на воду после ремонтных работ.

11.12.2013 покидает док-камеру ЦС "Звездочка" и выходит на ходовые испытания после ремонта.

30.12.2013 лодка передана
СФ, 11 дивизия 1 флотилии ПЛ, Западная Лица

ТОФ
резерв?
ТОФ СФ
05.10.2013 участвует в стрельбах

20.11.2013 лодка прибыла в ЦС "Звездочка" для проведения ремонта по техническому состоянию с продлением межремонтных сроков на три года

ТОФ - ДВЗ "Звезда"
01.05.2013 заявлено, что ремонт будет завершен в 2013 г.

16.09.2013 г. пожар на лодке в доке

11.12.2013 сообщается, что лодка выйдет из ремонта а апреле 2014 г.

2014
4 -5
2 2 - ? ДВЗ "Звезда"
модернизация по (№1)
СФ, 11 дивизия 1 флотилии ПЛ, Западная Лица СФ, 11 дивизия 1 флотилии ПЛ, Западная Лица ТОФ СРЗ "Звездочка"
апрель - лодка поставлена в док, начаты работы
ТОФ - ДВЗ "Звезда"
апрель 2014 планируется завершение ремонта
2015 2 3 ДВЗ "Звезда"
модернизация по (№1)
СФ СФ ДВЗ "Звезда"
модернизация по (№2)
ТОФ 07.04.2015 пожар в доке на ЦС "Звездочка" ТОФ - май 2015 г. - ТОФ
2016 2 3 СФ СФ ТОФ 4-й кв. - планируется возврал лодки в строй () ТОФ - ТОФ
2017 3 3 СФ СФ ТОФ 06.04 - ПЛА передана Флоту после ремонта ТОФ ТОФ

Источники :
Википедия - свободная энциклопедия. Сайт http://ru.wikipedia.org , 2012 г.
Корабли и суда ВМФ СССР и России. Сайт http://russian-ships.info , 2012 г.
Лента.ру. 2011 г.
Трудовая вахта (газета). 24.11.2011 г.
Форум "Стелс машины". Сайт

Противостояние американским авианосным группам было основной задачей советского ВМФ сразу после завершения Великой Отечественной войны. Именно для этой цели начали создаваться «убийцы» авианосцев - советские узкоспециализированные подводные лодки проекта «Антей 949А».

Начало создания

В 1960-х годах советские конструкторы работали над двумя взаимосвязанными друг с другом проектами. Сотрудники ОКБ-52 занимались новым ракетным противокорабельным комплексом, предназначавшимся для уничтожения вражеских корабельных соединений, а рабочие Центрального конструкторского бюро «Рубин» проектировали подводный ракетоносец третьего поколения. Его в дальнейшем планировалось использовать в качестве носителя для нового ракетного комплекса. Военные нуждались как в мощном и очень эффективном средстве, способном уничтожать вражеские корабельные группы, так и в подводной лодке, имеющей высокие показатели скрытности и глубины погружения. В дальнейшем после проведения модернизации ряда субмарин эти качества объединят в себе подводные лодки класса «Антей».

Проект «Гранит 949»

В 1969 году ВМФ поставил перед советскими конструкторами задачу создать новую субмарину. Транспортируемая ею ракета должна соответствовать следующим требованиям:

  • Она должна обладать высокой скоростью: не менее 2500 км/час.
  • Дальностью - 500 км.
  • Предназначаться для старта как из подводных, так и с надводных положений. Планировалось использовать их на подводных лодках и надводных кораблях.

Так как в большинстве случаев эшелонированная противовоздушная оборона противника пробивается «стаей» из двух десятков ракет, советские военные были заинтересованы в возможностях стрельбы залпом. По мнению разработчиков, для достижения эффективности противокорабельных ракет необходимо, кроме высокой скорости и большой массы боевых частей, оснащать их также и надежными системами, обеспечивающими целеуказание и разведку.

Система «Успех»

При помощи данной первой в мире советской космической системы выявлялись надводные объекты и осуществлялось наблюдение за ними. «Успех» обладал следующими преимуществами:

  • Абсолютная независимость от погодных условий.
  • Сбор осуществлялся на огромной площади.
  • Недоступность для противника.

Целеуказания поступали к носителям оружия и к командным пунктам. Изготовление АПЛ производилось рабочими Северного машиностроительного предприятия. В 1980 году по проекту 949 была готова первая АПЛ «Архангельск», а в 1983 году - «Мурманск».

Атомные подводные лодки «Антей», проект 949А

После успешного завершения проекта «Гранит» конструкторские работы проводились по более усовершенствованному проекту. В документации он значится как 949 А «Антей». Подводная лодка за счет модернизированного оборудования и дополнительного отсека обладала улучшенной внутренней компоновкой, увеличенной длиной и водоизмещением. Кроме того, разработчикам удалось увеличить показания скрытности данной субмарины.

В самом начале было запланировано выпустить двадцать единиц АПЛ по проекту «Антей». К-148 «Краснодар» считается самой первой АПЛ этого класса. Она была спущена на воду в 1986 году. Вскоре за данной субмариной была готова К-173 «Красноярск». На данный момент эти субмарины находятся в состоянии утилизации. Несмотря на запланированное советским руководством серийное изготовление двадцати АПЛ, было выпущено всего одиннадцать единиц по проекту «Антей». К-141 «Курск» 1994 года выпуска была потоплена в августе 2000 года.

АПЛ в составе флота России

На данный момент на вооружении ВМФ Российской Федерации состоят следующие атомные подводные лодки класса «Антей»:

  • К-119 «Воронеж» (Северный флот).
  • К-132 «Иркутск» (Тихоокеанский флот).
  • К-410 «Смоленск» (Северный флот).
  • К-456 «Тверь» (Тихоокеанский).
  • К-442 «Челябинск» (Тихоокеанский флот).
  • К-266 «Орел» (на данный момент пребывает в состоянии ремонта).

  • К-186 «Омск» (Тихоокеанский).
  • К- 150 «Томск». (Тихоокеанский флот).

Еще одна созданная по проекту 949 «Антей» подводная лодка К-135 «Волгоград» сегодня находится на консервации. А К-139 «Белгород» будет закончена уже по проекту 09852.

Устройство АПЛ 949

Типа «Антей» имеют двухкорпусную схему: легкий внешний гидродинамический корпус цилиндрической формы окружает внутренний, который отличается от наружного высокой прочностью. Толщина его стенок превышает 6 см. За счет такой двухкорпусной архитектуры АПЛ обладают следующими преимуществами:

  • Субмаринам обеспечена высокая плавучесть.
  • АПЛ защищены от подводных взрывов.
  • Подводные лодки обладают повышенным водоизмещением.

Корпус атомных подводных лодок состоит из следующих отделов:

  • Торпедного.
  • Управленческого.
  • Отсека для боевых постов и радиорубки.
  • Жилого помещения.
  • Отдела для электрооборудования и вспомогательных механизмов.
  • Реакторного.
  • Отдела ГТЗА.
  • Отсека с гребными электродвигателями.

В случае аварии атомный подводный корабль оборудован двумя зонами (носовая часть и корма), в которых экипаж может ждать спасение. Экипаж состоит из 130 человек. Согласно другим данным, численность не превышает 112. В автономном режиме субмарина может пребывать не более 120 суток.

Описание энергетической установки

Блочная ГЕУ АПЛ состоит из двух ядерных реакторов ОК-650Б и двух паровых турбин ОК-9. Их мощность составляет 98 тыс. л. с. Они работают за счет гребневых винтов с использованием редукторов. АПЛ имеет еще два дополнительных дизельных генератора ДГ-190 мощностью не ниже 8 тыс. 700 л. с.

Боевое управление субмариной

Для АПЛ «Антей» предусмотрены гидроакустические комплексы МГК-540 «Скат-3» и системы, обеспечивающие космическую разведку, целеуказание и боевое управление подлодкой. Информация, полученная спутником или самолетом, поступает в подлодку при помощи специальных антенн. Дополнительно субмарины класса «Антей» оборудованы буксируемой антенной «Зубатка».

Местом ее расположения является кормовой стабилизатор. Буйковый тип антенны «Зубатка» предназначается для приема радиосообщений и сигналов лодкой, пребывающей на очень большой глубине или под толстым слоем льда.

Навигацию в подводной лодке обеспечивает специальный комплекс «Симфония-У». Высокая точность, большой радиус действия и объем обрабатываемой информации являются характерными чертами этого навигационного комплекса.

Чем вооружены подлодки?

Вооружение АПЛ типа «Антей» представлено двумя типами:

  • П-700 «Гранит» (24 единицы). Местом расположения ракетных контейнеров стали обе стороны рубки за стенкой прочного корпуса (средняя часть подлодки). Для их закрытия используются специальные крышки-обтекатели, которые являются частью внешнего корпуса. Контейнер установлен под наклоном 40 градусов. Ракеты могут применяться как обычные (весом до 750 кг), так и оснащенные ядерными боевыми частями. ПРК движутся со скоростью 2,5 м/с и рассчитаны на расстояния до 550 км.
  • Мино-торпедными аппаратами (четыре штуки). Два из них имеют калибр 533 мм, остальные - 650 мм. Они предназначены для стрельбы как обычными торпедами, так и торпедо-ракетами. Местом расположения этих аппаратов стала носовая часть АПЛ. За счет системы, отвечающей за автоматическое заряжение, торпедное оружие обладает высокой скорострельностью. Всего за несколько минут весь боезапас, состоящий из ракетных торпед (12 единиц) и торпед (16 единиц), может выпустить подводная лодка «Антей».

Технические характеристики

  • АПЛ над водой обладает водоизмещением 12 тыс. 500 куб. м.
  • Водоизмещение под водой составляет 22 тыс. 500 куб. м.
  • Корабли класса «Антей» над водой способны развить скорость до 15 узлов.
  • Под водой их скорость выше: 32 узла.
  • Субмарины могут погружаться на максимальную глубину до 600 м.
  • В автономном режиме подлодка может находиться 120 суток.

Целесообразность серийного производства «Антеев»

Как отмечают многие российские специалисты, АПЛ типа «Антей» по своей эффективности - наиболее предпочтительное средство борьбы с вражескими авианосцами. В 1980 годы стоимость изготовления одной АПЛ не превышала 227 млн рублей (всего 10% от цены американского «Рузвельта»). Зато эффективность советской АПЛ оказалась очень высокой: «Антей» представляет опасность для авианосца и сопровождающих его кораблей. По мнению других экспертов, эффективность «Антеев» завышена. Обусловлено это тем, что АПЛ - это корабли с узкой специализацией. В связи с этим они не могут полноценно противостоять многоцелевым авианосцам.

Заключение

Сегодня разработки 1980 годов считаются достаточно устаревшими. В связи с этим в 2011 году было решено заменить ПКР «Гранит-700» на более современные ракеты «Оникс» и « Калибр».

Это позволит «Антею» стать универсальным инструментом для решения самых различных задач.

Атомные подводные ракетные крейсера проекта 949А «Антей» были и остаются важным компонентом отечественного флота. На них при проектировании возлагалась задача противостояния авианосным ударным группам флотов НАТО, для чего эти лодки несли на борту мощное ракетное вооружение. Всего было построено 11 таких атомоходов, один (К-141 «Курск») погиб в 2000 году.

Крупные (24 тысячи тонн подводного водоизмещения) субмарины этого типа, прозванные за свои грузные очертания «батонами», оснащены противокорабельным ракетным комплексом П-700 (боекомплект: 24 тяжелые крылатые ракеты, каждая по семь тонн стартового веса). Они могут применять это оружие на дальностях свыше 500 км - в том числе по внешнему целеуказанию со спутников разведки.

Архитектура:

Двухкорпусная архитектура. Корпус рассчитан на рабочую глубину погружения 480 метров, максимальная - 600 метров. По сравнению с предшественником, проектом 949, длина корпуса выросла на 10 метров. Увеличение размера связано с появлением дополнительного отсека (6-й), благодаря которому значительно улучшилась внутренняя компоновка систем, механизмов и оборудования. Кроме того, удалось уменьшить уровень демаскирующих физических полей и усовершенствовать РТВ.

Корпус разделен на 10 отсеков: 1 - торпедный, 2 - управление, 3 - радиорубка и боевые посты, 4 - жилые помещения, 5 - вспомогательные механизмы и электрооборудование, 6 (дополнительный) - вспомогательные механизмы, 7 - реакторный, 8−9 - ГТЗА, 10 - гребные электродвигатели.

Ограждение выдвижных устройств располагалось ближе к носовой части субмарины. Там находились ВСК (всплывающая спасательная камера) и контейнеры для переносного ЗРК «Игла-1».

Субмарина разделена на две зоны спасения: в носовой части (1−4 отсеки) всплывающая спасательная камера, в 5−9 отсеках - аварийный люк (в 9-м отсеке), через который происходит выход в водолазном снаряжении.

Радиоэлектронное вооружение:

Субмарина оснащена гидроакустическим комплексом МГК-540 «Скат-3», а также системой радиосвязи, боевого управления, космической разведки и целеуказания. Прием разведданных от космических аппаратов или самолетов осуществляется в подводном положении на специальные антенны. После обработки полученная информация вводится в корабельную БИУС.

Навигационная система:

Субмарина оснащена навигационным комплексом «Медведица» - автоматизированным, имеющим повышенную точность, увеличенный радиус действия и большой объем обрабатываемой информации.

Энергоустановка:

Два водо-водяных реактора ОК-650М (каждый по 190 мВт) и две паровые турбины (суммарной мощностью 100 тыс. л. с.) с главным турбозубчатым агрегатом ОК-9. Имеются два турбогенератора (3200 кВт каждый) и два резервных дизельных генератора ДГ-190 (800 кВт каждый), а также пара подруливающих устройств.

Вооружение:

24 противокорабельные ракеты «Гранит» в спаренных пусковых установках, которые размещены вне прочного корпуса (дальность - от 500 до 600 км, скорость - минимум 2500 км/ч). Целеуказание происходило через спутник космической разведки и целеуказания 17К114.

Ракеты могли запускаться как одиночно, так и залпом - всеми 24 ракетами. При стрельбе залпом система управления автоматически распределяла цели между ракетами в группе. Это облегчало преодоление противовоздушной обороны противника и увеличивало вероятность поражения главной цели - авианосца. По расчетам, для потопления американского авианосца необходимо девять попаданий «Гранитом», а для того, чтобы он прекратил летные операции, было достаточно и одного попадания ракеты.

Автоматизированный торпедно-ракетный комплекс подводной лодки позволяет применять торпеды, а также ракето-торпеды «Водопад», «Ветер» и «Шквал» на всех глубинах погружения. Он включает четыре 533-мм и два 650-мм торпедных аппарата, расположенных в носовой части корпуса.

Торпедные аппараты оборудованы автоматизированным устройством быстрого заряжания и механизированным погрузочным устройством. Благодаря этому аппарату весь боезапас может быть использован в течение нескольких минут.

Планировалось построить 18 подлодок, из которых последние 5 должны были строиться по усовершенствованному проекту, но в связи с тяжелой ситуацией в стране было выпущено только 11 подлодок. Двенадцатый корпус - «Белгород» - впоследствии достраивался по проекту 949А, дальше по проекту 949АМ, а в 2012 перезаложен по проекту 09852. Тринадцатый и четырнадцатый корпуса - «Барнаул и Волгоград» - в 90-е недостроенными были поставлены у причала «Севмаша», в 2012 году разобраны, и части корпусных конструкций использованы для постройки новых субмарин.

Подводные лодки, построенные по проекту 949А:

  1. «Краснодар». Утилизирована. Во время процесса по утилизации 17 марта 2014 года произошел пожар из-за несоблюдения техники безопасности при проведении огневых работ.
  2. «Красноярск». Находится в отстое в ожидании утилизации. Имя подводной лодки передано новой АПЛ проекта 885, строительство которой проходит на предприятии «Севмаш».
  3. «Иркутск». Проходит ремонт и модернизацию по проекту 949АМ на судоремонтном заводе «Звезда» в Большом камне.
  4. «Воронеж». В боевом составе флота.
  5. «Смоленск». В боевом составе флота.
  6. «Челябинск». Проходит ремонт и модернизацию по проекту 949АМ на судоремонтном заводе «Звезда» в Большом камне.
  7. «Тверь». В боевом составе флота.
  8. «Орел». Проходит ремонт на судоремонтном заводе «Звездочка». 7 апреля 2015 года на подводной лодке возник пожар из-за несоблюдения техники безопасности при огневых работах. Ремонт будет продолжен, лодку передадут флоту в 2016 году.
  9. «Омск». В боевом составе флота.
  10. «Курск». Погибла вместе с экипажем при невыясненных обстоятельствах 12 августа 2000 года.
  11. «Томск». Проходит ремонт и модернизацию по проекту 949АМ на судоремонтном заводе «Звезда» в Большом камне. Во время ремонта 16 сентября 2013 года произошел пожар из-за несоблюдения техники безопасности при проведении огневых работ.

На сегодняшний день из 11 построенных подлодок в строю осталось восемь (из них только четыре ходовые).

Будущее:

В ближайшие годы группировка кораблей 949А проекта пройдет серьезную модернизацию на дальневосточном заводе «Звезда». По планам командования ВМФ, подлодки проекта пройдут через программу перевооружения на ракетные комплексы «Оникс» и «Калибр». Проект модернизации подлодок и их вооружения разработало ЦКБ «Рубин».

АПРК 949А (АНТЕЙ ) "Омск" .
Атомные подводные лодки проекта 949А "Антей" будут достроены и модернизированы, сообщил "Известиям" главком ВМФ Владимир Высоцкий, не уточняя детали.

По его словам, "мы будем достраивать и "Белгород" (кстати, я с Белгородской обл. :-)), и другие лодки этого проекта", - отмечают "Известия".

По мнению экспертов, лодки этого проекта оснастят новыми крылатыми ракетами с дальностью стрельбы 1,5 тыс. км.

В частности, газета приводит мнение первого вице-президента Академии геополитических проблем Константина Сивкова, капитана первого ранга в отставке, который считает, что "Антеи" оснастят ракетами "Калибр" и будут использовать для уничтожения Евро ПРО.На "Севмаше" корр. "Известий" сообщили, что им заказали достройку только АПЛ "Белгород". При этом проект значительно отличается от "Антея" и может даже получить другое название.

Источник в Объединенной судостроительной компании сообщил "Известиям", что "Белгород" будет небоевой лодкой, которую станут использовать в военно-морской разведке.

Как отмечают "Известия", "сейчас на вооружении ВМФ РФ состоят семь АПЛ проекта 949А "Антей", еще две лодки находятся в долгосрочном ремонте и одна готовится к утилизации. Кроме того, имеется недостроенный корпус такой лодки, законсервированный в 1998 году. При этом поддержание недостроенных лодок в приемлемом состоянии обходится "Севмашу" в несколько миллионов рублей в год, которые ВМФ заводу не компенсирует".

А теперь подробнее про "Антеи".


По оценкам ряда отечественных специалистов, по критерию “эффективность-стоимость” ПЛАРК 949-го проекта является наиболее предпочтительным средством борьбы с авианосцами противника. По состоянию на середину 80-х годов стоимость одной лодки пр.949А составляла 226 млн. рублей, что по номиналу равнялось лишь 10% стоимости многоцелевого авианосца “Рузвельт” (2,3 млрд. долл. без учета стоимости его авиационного крыла). В то же время, по расчетам экспертов ВМФ и промышленности, один подводный атомоход мог с высокой вероятностью вывести из строя авианосец и ряд кораблей его охранения. Однако другие достаточно авторитетные специалисты подвергали сомнению эти оценки, считая, что относительная эффективность ПЛАРК завышена. Следовало учитывать и тот факт, что авианосец являлся универсальным боевым средством, способным решать предельно широкий круг задач, тогда как подводные лодки являлись кораблями значительно более узкой специализации.

После первых двух кораблей, построенных по проекту 949, началось строительство подводных крейсеров по усовершенствованному проекту 949А (шифр “Антей”). В результате модернизации лодка получила дополнительный отсек, позволивший улучшить внутреннюю компоновку средств вооружения и бортового оборудования. В результате несколько выросло водоизмещение корабля, в то же время удалось уменьшить уровень демаскирующих полей и установить усовершенствованное оборудование.

В настоящее время лодки проекта 949 выведены в резерв. В то же время группировка подводных лодок проекта 949А является, наряду с самолетами морской ракетоносной и дальней авиации Ту-22М-3, фактически единственным средством, способным эффективно противостоять ударным авианосным соединениям США. Наряду с этим боевые единицы группировки могут успешно действовать против кораблей всех классов в ходе конфликтов любой интенсивности.
Прочный корпус двухкорпусной подводной лодки, выполненный из стали, разделен на 10 отсеков.

ПЛАРК Проект 949А "Антей" (Увеличенная схема)

1 - Антенны ГАК
2 - Стеллажи с устройствами продольной и поперечной подачи с УБЗ комплекса торпедно-ракетного вооружения
3 - Носовой (торпедный) отсек
4 - Аккумуляторные батареи
5 - Ходовой мостик
6 - Второй (центральный) отсек
7 - ВСУ
9 - Третий отсек
10 - ПМУ
11 - Четвертый (жилой) отсек
12 - Контейнеры с ПУ ПКРК "Гранит"
13 - Пятый отсек (вспомогательные механизмы)
14 - Шестой отсек (вспомогательные механизмы)
15 - Баллоны ВВД
16 - Седьмой (реакторный) отсек
17 - Реакторы
18 - Восьмой (турбинный) отсек
19 - Носовая ПТУ
20 - Носовой ГРЩ
21 - Девятый (турбинный) отсек
22 - Кормовая ПТУ
23 - Кормовой ГРЩ
24 - Десятый отсек (ГЭД)
25 - ГЭД

Энергетическая установка корабля имеет блочное исполнение и включает два реактора водоводяного типа ОК-650Б (по 190 мВт) и две паровые турбины (98.000 л. с.) с ГТЗА ОК-9, работающие на два гребных вала через редукторы, снижающие частоту вращения гребных винтов. Паротурбинная установка расположена в двух разных отсеках. Имеется два турбогенератора по 3200 кВт, два дизель - генератора ДГ-190, два подруливающих устройства.

Лодка оснащена гидроакустическим комплексом МГК-540 “Скат-3”, а также системой радиосвязи, боевого управления, космической разведки и целеуказания. Прием разведданных от космических аппаратов или самолетов осуществляется в подводном положении на специальные антенны . После обработки полученная информация вводится в корабельную БИУС. Корабль оснащен автоматизированным, имеющим повышенную точность, увеличенный радиус действия и большой объем обрабатываемой информации навигационным комплексом “Симфония-У”.

Основное вооружение ракетного крейсера - 24 сверхзвуковых крылатых ракеты комплекса П-700 “Гранит”.По бокам рубки, имеющей относительно большую протяженность, вне прочного корпуса расположено 24 спаренных бортовых ракетных контейнера, наклоненных под углом 40°. Ракета ЗМ-45, снаряжаемая как ядерной (500 Кт), так и фугасной боевыми частями массой 750 кг, оснащена маршевым турбореактивным двигателем КР-93 с кольцевым твердо-топливным ракетным ускорителем. Максимальная дальность стрельбы 550 км, максимальная скорость соответствует М=2,5 на большой высоте и М=1,5 - на малой. Стартовая масса ракеты - 7000 кг, длина - 19,5 м, диаметр корпуса - 0,88 м, размах крыла-2,6м. Ракеты могут выстреливаться как одиночно, так и залпом (до 24 ПКР, стартующих в высоком темпе). В последнем случае осуществляется целераспределение в залпе. Обеспечивается создание плотной группировки ракет, что облегчает преодоление средств ПРО противника. Организация полета всех ракет залпа, допоиск ордера и “накрытие” его включенным радиолокационным визиром позволяет ПКР выполнять полет на маршевом участке в режиме радиомолчания. В процессе полета ракет осуществляется оптимальное распределение между ними целей внутри ордера (алгоритм решения этой задачи был отработан Институтом вооружения ВМФ и НПО “Гранит”). Сверхзвуковая скорость и сложная траектория полета, высокая помехозащищенность радиоэлектронных средств и наличие специальной системы отвода зенитных и авиационных ракет противника обеспечивают “Граниту” при стрельбе полным залпом относительно высокую вероятность преодоления систем ПВО и ПРО авианосного соединения.

Автоматизированный торпедно-ракетный комплекс подводной лодки позволяет применять торпеды, а также ракето-торпеды “Водопад” и “Ветер” на всех глубинах погружения. Он включает четыре 533-мм и четыре 650-мм торпедных аппарата, расположенных в носовой части корпуса.

Комплекс “Гранит”, созданный в 80-х годах, к 2000 году уже морально устарел. В первую очередь это относится к максимальной дальности стрельбы и помехозащищенности ракеты. Устарела и элементная база, положенная в основу комплекса. В то же время разработка принципиально нового оперативного противокорабельного ракетного комплекса в настоящее время не представляется возможной по экономическим соображениям. Единственным реальным путем поддержания боевого потенциала отечественных “противоавианосных” сил является, очевидно, создание модернизированного варианта комплекса “Гранит” для размещения на ПЛАРК 949А в ходе их планового ремонта и модернизации. По оценкам, боевая эффективность модернизированного ракетного комплекса, находящегося в настоящее время в разработке, должна повыситься приблизительно в три раза по сравнению с РК “Гранит”, состоящим на вооружении. Перевооружение подводных лодок предполагается осуществлять непосредственно в пунктах базирования, при этом сроки и затраты по реализации программы должны быть минимизированы. В результате существующая группировка подводных лодок проекта 949А сможет эффективно функционировать до 2020-х годов. Ее потенциал еще больше расширится в результате оснащения кораблей вариантом КР “Гранит”, способным с высокой точностью поражать наземные цели при не ядерном снаряжении.